Принимая столичный закон "О такси", чиновники
усиленно агитировали горожан не "ловить бомбил" на дорогах, а
пользоваться услугами цивилизованных перевозчиков. Главный довод:
частники не гарантируют безопасности своим пассажирам. Но как показывает
история Ольги Макаренковой, легальное такси в Москве практически ничем
не отличается от подпольного
Легальное такси в Москве практически ничем не отличается от подпольного (фото с сайта cardriver.ru)
Принимая столичный закон "О такси", чиновники усиленно агитировали горожан не "ловить бомбил" на дорогах, а пользоваться услугами цивилизованных перевозчиков.
Главный довод: частники не гарантируют безопасности своим пассажирам.
Но как показывает история Ольги Макаренковой, легальное такси в Москве
практически ничем не отличается от подпольного.
Москвичке
Ольге Макаренковой услугами такси приходилось пользоваться довольно
часто. Молодая женщина работала парикмахером-стилистом в Крылатском.
Смена иногда заканчивалась за полночь, а домой приходилось возвращаться в
Отрадное.
- Я всегда настаивал на том, чтобы Оля
вызывала только официальное такси, - говорит ее супруг Андрей
Макаренков. - Мало ли на кого на дороге ночью наткнешься.
Роковая
поездка случилась в ночь на 16 февраля 2008 года. Ольга со своего
телефона вызвала машину из "Городской объединенной службы такси"
("ГОСТ"). Буквально в нескольких метрах от дома случилась авария.
Водитель решил сократить путь и проехал под знак "Движение запрещено".
Такси "Хёндай" столкнулось с мощным "Киа Соренто". От удара легковушка
сплющилась. Таксист отделался парой поломанных ребер. Ольгу в час ночи
доставили в институт Склифосовского. У нее было порвано легкое и
раздроблена нога - хирурги по кусочкам собирали кость.
- Три дня боролись за ее жизнь, - вспоминает Андрей. - Месяц Ольга в больнице провела, еще полгода восстанавливалась дома.
За
это время из "ГОСТа" никто даже не позвонил и не поинтересовался
судьбой своей пассажирки. Было возбуждено уголовное дело в отношении
таксиста Алексея Белобородова - вину свою он признал, получил полтора
года условно. А семья Макаренковых обратилась к адвокату, чтобы добиться
от таксомоторной фирмы компенсации за лечение. Только по официальным
чекам Макаренковы потратили 250 тысяч рублей. А если учесть все
"благодарности" медикам, оплату сиделки и многое другое, сумма
увеличится на треть. К тому же сейчас Ольге предстоит еще одна операция,
которая по официальному прайсу стоит около 80 тысяч рублей. Но когда
юрист позвонил в "ГОСТ", с ним отказались беседовать и даже обвинили в
вымогательстве.
Сейчас дело о возмещении ущерба и
морального вреда таксомоторной компанией слушается в Симоновском
райсуде. У главы семейства Андрея настрой пессимистический.
Представитель противной стороны в неформальной обстановке доходчиво дал
понять, что с них взятки гладки. Дескать, их компания просто приняла
звонок по телефону, а прибывшая на вызов машина была арендована неким
индивидуальным предпринимателем, который, в свою очередь, сдал такси в
субаренду водителю. Так что все претензии к последнему. Учитывая, что он
сейчас является безработным жителем Воронежа, деньги с него можно
требовать вечно.
- Насколько я знаю, подобная
схема практикуется во многих компаниях, - говорит адвокат Александр
Дейкалов, занимающийся этим делом. - Чтобы избежать ответственности,
вместо трудового договора с водителями оформляют договор аренды.
Естественно, вся вина в случае аварии лежит на том, кто за рулем. Мы
попытаемся это оспорить.
Исполнительный директор
Московского транспортного союза Юрий Свешников (один из разработчиков
столичного закона о такси) советует москвичам тщательнее выбирать
перевозчиков:
- Пользуйтесь услугами
добросовестных фирм. Если перевозчик легальный, у него по ОСАГО
страхуется и пассажир, и машина. Я знаю, что сейчас некоторые московские
фирмы берут на себя добровольное страхование пассажиров и их имущества
во время поездки - покрытие до 10 тысяч долларов. Кстати, в соответствии
с общероссийскими правилами перевозки пассажиров, которые вступили в
силу 19 марта, фрахтовщиком является тот, кто принял у вас заказ по
телефону, а не тот, кто сидит за рулем.
На сайте
фирмы "ГОСТ" масса тезисов об ответственности и отличном сервисе. Мы
даже позвонили туда с вопросом о том, несет ли она ответственность за
пассажиров.
- Мы надежная компания, - запела девушка на другом конце провода. - Более десяти лет на рынке. У нас пассажиры застрахованы.